Победа над робостью. Первый путь для устранения любого внутреннего комплекса — это любовь, которая, без сомнения, освободит от робости и принесет уверенность в Боге и в себе  

Победа над робостью. Первый путь для устранения любого внутреннего комплекса — это любовь, которая, без сомнения, освободит от робости и принесет уверенность в Боге и в себе

Первый путь для устранения любого внутреннего комплекса — это любовь, которая, без сомнения, освободит от робости и принесет уверенность в Боге и в себе. Именно поэтому весь Божий закон держится на двух заповедях (Мф. 22:34–40):

1. Любить Бога.

2. Любить ближнего своего.

Никогда у любящего человека не будет проблем с заниженной или завышенной самооценкой. Ведь застенчивость возникает от нашей чрезмерной занятости самими собой, от нашей сосредоточенности на своих недостатках и ошибках. Любовь переключает наше внимание на нужды других и заставляет забыть о своих слабостях. Людям, заботящимся о других, нет дела до мнения окружающих о них самих. Как можно стесняться и смущаться в ситуации, когда мы спешим на выручку к человеку, который потерял сознание или попал в беду, который зовет на помощь? В этот момент все внимание будет направлено не на себя, а на того человека, которому вы хотите помочь. Поэтому необходимо понять, что вокруг нас много людей, нуждающихся больше, чем мы.

Изложим вкратце то, о чем говорилось ранее, в виде нескольких практических советов. При этом я сознательно буду повторяться, так как повторение является единственном методом обучения.


11.16.1. До тех пор, пока мы будем пытаться контролировать свои эмоции, они будут властвовать над нами.

Например, сегодня директор фирмы сказал, что завтра вы должны представить совету директоров годовой отчет о деятельности компании, и от того, насколько убедительно вы будете выглядеть, зависит ваше профессиональное продвижение. Волна эмоций, связанных с этим событием, овладевает душой. Важно не бороться с ними, а разобраться в мыслях, из-за которых они возникли, и прогнать их. Как мы оберегаем наш разум от ужасных мыслей (о самоубийстве, безнравственности) и сразу же отгоняем их, так нужно останавливать и мысли о возможном падении, мысли о нашей некомпетентности или несостоятельности. В пример возьмем Иисуса, отгонявшего тотчас любые происки зла. Когда дьявол приблизился через Петра, чтобы предложить уклониться от добровольной жертвы, тогда «Он же обратившись сказал Петру: отойди от меня, сатана! ты Мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16:23).

Также можем и мы, используя власть Иисуса, оттолкнуть от себя любую мысль, недостойную нашего нового статуса, словами: «Во имя Иисуса, отойди от меня, сатана».


11.16.2. Полностью доверьтесь Богу, предаваясь Ему вместе со всеми вашими страхами и комплексами. Для нас быть в Божьей воле — значит быть решительными и мужественными, свободными от страха перед людьми. Мужество прямо пропорционально вере. Вера, в свою очередь, прямо пропорциональна познанию Бога, Которым обладаем. Познание — это решение нашей воли. Мы всегда должны выбирать, что слушать: угрожающий шепот плоти с ее лживыми аргументами о неудачах прошлого или голос Бога. Всегда фальшивая реальность прошлых болей будет казаться правдивее, чем Божьи обещания, принятые через веру.



Вместо многократных молитв об освобождении от печального прошлого давайте помолимся один раз, а потом будем постоянно благодарить за полученную свободу.

Последний год жизни моего отца был ужасным, потому что его терзали ужасные муки. Диабет усилился настолько, что боли в ногах не ослабевали ни на минуту. Это заставило его искать помощь у Бога, у Которого он начал просить прощения. Я слышал, как он без конца молился о прощении, и однажды спросил его:

— Папа, как думаешь, ты уже прощен?

— Откуда я знаю, — ответил он.

— Зачем тебе извиняться сотни раз, если все равно не веришь, что Он может простить тебя? Достаточно один раз попросить прощения и затем истинно поверить, что ты прощен.

Тим Лахайе описывает случай, когда мужчину, мучимого прошлыми грехами, спросили: «Ты исповедал Христу те грехи?». «Тысячу раз», — не задумываясь ответил он. Тогда Тим Лахайе сказал ему, что 999 раз были лишними. «Ты должен был один раз исповедаться и 999 раз поблагодарить Бога за полученное прощение»[60].


11.16.3. Примите решение больше не питать свою душу ядом прошлых разочарований. Бесполезно ждать освобождения, оставаясь во власти болезненных воспоминаний о прошлом. Прошлое, хотя в нем было много хорошего, является очень опасным, так как скрывает множество ран и разочарований. Поэтому попросим Духа Святого напоминать нам только о созидательных мгновениях прошлого (Пс. 42:4,139:23). Вспомните приятные мгновения, случаи жизни, когда вы проявили мужество и храбрость, когда вам сопутствовал успех.

О чем предпочитаете думать?



Если бы мы продолжили дальше, то нашли бы заверения и утешения для любого состояния нашей души. Верьте, что и Давид, вступая в борьбу со львом или медведем, или с великаном Голиафом, должен был перебороть внутренний крик плоти:

— Он слишком опасен!



— Это не твое дело, пусть делают другие.

— Ты слишком молод и неопытен, всего лишь ребенок!

— Ты точно не сможешь.

— Не стоит терять жизнь из-за одной овцы.

Доверяя только обещаниям Всемогущего, он сумел не только перебороть внутренний голос плоти, но и отгородиться, не поддаться влиянию окружающих (своих братьев и даже царя, которые внушали ему, что он слишком молод и не справится). Если сумеем остановить внутреннее влияние отрицательного опыта и укрепим себя верой, то придем к новому миропониманию, к новым эталонам, которые изменят не только наши взгляды, но и наше поведение. Примите решение с этого момента мыслить по-новому.


11.16.4. Исполнитесь Святым Духом, и этим вы остановите диктат плоти.

Во второй главе Деяний Апостолов говорится, что Петр и другие ученики были исполнены Святым Духом в день Пятидесятницы. Всегда, когда нуждались в Божьей помощи, они исполнялись Святым Духом. Это означает, что исполнение Духом необходимо, чтобы при нужде противостоять ситуации, дать отпор Его неограниченной силой. Это нейтрализует все плотское в нас. В таких случаях управление переходит к Святому Духу, Он руководит всем происходящим, и мы удивляемся той сверхъестественной силе, которая исходит от нас. Так что живой родник Духа готов излиться от избытка:

«Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти; ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти» (Гал. 5:16–17).

Постоянное желание Бога — наполнить нас, но тогда почему же мы не исполнены Им всегда? Как вы думаете, какое условие необходимо для того? Конечно, мы исполнимся Святым Духом только если придем к Его живительному источнику. Ведь чтобы напиться живой воды, надо прийти к ее роднику.


11.16.5. Никогда не пытайтесь уклониться от участия в событиях из-за своей застенчивости, а напротив, примите решение действовать без колебания.

«Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия» (2 Тим. 1:7). Не бойтесь совершить промашку, ведь на ошибках учатся.


11.16.6. Не пытайтесь предвосхищать события, думая, что тем самым будете тренироваться контролировать эмоции. Вы не сможете себя контролировать, а наоборот, вызовете поток безотчетного страха. Инструкторы по вождению всегда советуют начинающим водителям не волноваться о возможных будущих ситуациях. Например, не впадать в панику перед сложным перекрестком, а въехать на перекресток и только там пытаться сориентироваться и действовать согласно правилам и сложившимся обстоятельствам. Также и компьютерный программист должен знать, что задачи нужно решать по мере их поступления. Очень часто сила воображения настолько преувеличивает в нашем сознании опасность, что простые препятствия кажутся огромными, а серьезные препятствия — пропастями.

Проанализируем еще одну ситуацию, которая объясняет вред преждевременного воображения.

Известно, что эмоции прежде всего воздействуют на функции двух желез: надпочечной и щитовидной. Как я уже сказал, эти две железы особенно важны для жизнедеятельности человека. Так, во время опасности адреналин, который выделяется надпочечной железой, обеспечивает человеческому организму необычную энергию, которая помогает противостоять ситуации. То есть помогает преодолеть опасность или избежать ее.

Значит, эти железы хранят резервы для самозащиты человека. Если человек находится в безопасности, сидит спокойно дома и только представляет себе опасную ситуацию, например, что кто-то ворвался ночью в его дом, эмоциональный центр передает такие же сигналы, как если бы опасность была реальна. И результате гормоны этих желез выделяются тогда, когда организм в них не нуждается, нанося серьезный ущерб здоровью.

Для наглядности начертите круг и напиши в нем «Надпочечная железа», а потом нарисуйте стрелочки к ней:

— чрезмерные усилия и утомляемость;

— страх и ненависть;

— поспешность и внутреннее напряжение;

— разоблачение;

— оскорбление.

Потом нарисуйте несколько стрелочек от нее:

— артрит;

— психические расстройства;

— заболевания сосудов;

— желудочно-кишечные заболевания.

Таким образом, все время, пытаясь предвосхитить будущие ситуации, преуспеете только в усилении нежелательных эмоций, которые приведут к психическому утомлению. Постоянная озабоченность определенной проблемой увеличивает и усложняет ситуацию, так как создает тяжело устранимые энграммы. Писание учит нас, что прежде всего наши мысли должны быть заняты Богом, а не заботами.

Конечно, если попытаетесь остановить нежелательные мысли, заметите, что это невозможно.

Если я попрошу вас хотя бы минуту не думать, например, о белом медведе, вы обнаружите, что мысли будут постоянно возвращаться именно к белому медведю. Давайте попробуем. Подготовьте секундомер и протестируйте себя. Заметили, что чем больше вы пытаетесь отогнать определенную мысль, тем упорнее она преследует вас, то есть достигается противоположный эффект. Человек не способен сосредоточиться одновременно на двух мыслях, но зато мы способны быстро переходить от одной мысли к другой. Следовательно, мы способны освободиться от тиранства воображения, заменив терзающие нас мысли на другие, созидательные. Но это должно быть сделано раньше, чем воображаемая лавина отрицательных эмоций завладеет нами.

Итак, нежелательные мысли могут быть остановлены и отфильтрованы еще до попадания в наше сознание. Если мы позволили им войти, будет уже тяжело их устранить. Но зато они могут быть успешно заменены другими, созидательными. Следовательно, мысли о Божьих обещаниях, особенно связанные с нашим состоянием и ситуацией на данный момент, успешно нейтрализуют любую неподходящую мысль. То есть положительные мысли вытесняют отрицательные, становясь на их место. Поэтому хорошо хранить в памяти обещания Бога для любой жизненной ситуации.

Внутреннее напряжение оратора можно значительно ослабить, сосредоточившись на сути послания. Я помню, как однажды, когда я должен был выступать, Андрей Порубин, работавший тогда на национальном радио, посоветовал мне думать не о том, как говорить, а о том, что именно следует сказать. Его совет был настолько эффективным, что тогда первый раз я почувствовал себя непринужденно и свободно, что позже помогло мне успешно выступать во многих передачах в прямом эфире.


11.16.7. Не пытайтесь сосредоточиться на себе, а направьте внимание на публику, для которой будете говорить. Постоянно держите ее в центре своего внимания, помня, что перед вами находятся такие же люди, как и вы, со своими слабостями и недостатками. Если было бы возможно на мгновенье увидеть людей, находящихся перед вами, изнутри, вы бы удивились, как много сердец раненых и пораженных различными комплексами. 

Постарайтесь вникнуть в их нужды. Представьте мысленно помощь, которую окажет им ваше выступление, предвосхитите радость от этого.


11.16.8. Используйте свое воображение в созидательных целях. Представьте, что вы спокойны, уверены в себе и радостно предвкушаете выступление перед публикой.


11.16.9. Не преувеличивайте важность предстоящего события, наоборот, не придавайте ему никакого значения.

Наблюдайте за речью уверенных людей. Они чувствуют себя раскрепощенными, поэтому никогда не начинают с канонических фраз, а с чего-то простого, как будто беседуют с другом. Юмор всегда желателен для разряжения ситуации.


11.16.10. Оценивайте внутреннее напряжение как нормальное состояние, зажигающее эмоциональный огонь выступления. Смотрите на любую совершенную ошибку как на часть процесса, не преувеличивая ее значения. Даже если вы совершили ошибки, разволновались или совсем растерялись от того, что выглядели смешным перед публикой, не углубляйтесь потом в анализ прошлой неудачи и не вспоминайте о ней. Не пытайтесь оправдаться или объясниться, так как это только ухудшит ваше состояние. Не позволяйте себе играть роль робкого человека, желая, что, вот, мол, я такой. Если мысли возвращаются к прошлым неудачам, заменяйте их воспоминаниями о прошлых победах, когда проявляли смелость и мужество.


11.16.11. Спланируйте свою жизнь так, чтобы изучение Библии и молитва были вашими ежедневными приоритетами. Развивайте тесное общение с Богом, следуя постоянно советам самого идеального Советника и совершенствуясь с помощью Его Слова.

Давайте смоделируем ситуацию, в которой используем вышеописанные советы.

Например, вы приглашены выступить перед огромной аудиторией. Через какое-то время вы должны выйти на сцену и, конечно, хотите выглядеть уверенными, чувствовать себя свободными и спокойными. Тревожные мысли кружатся в вашей голове, но вы не должны сдаваться им в плен. 

Всегда садитесь впереди и внимательно смотрите на публику, даже если не будете выступать. Никогда не садитесь сзади. Попытайтесь привыкнуть к окружающей обстановке.

Еще один совет. Доверьтесь полностью Богу, передайте Ему все свои волнения и заботы, не пытайтесь справиться с ними самостоятельно. Не забывайте, что когда чувствуете себя слабыми, на самом деле вы сильны, так как это делает вас более зависимым от Господа.

«Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, — и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Флп. 4:6–7).

Идите, основываясь на доверии, а не на чувстве, и будьте уверены, что все будет хорошо. То есть будьте Иисусом Навиным и Халевом, не позволяйте мыслям о неудаче очернить вас. Мы призваны думать только о победе, а не о поражении. Обращение Бога к Гедеону, когда тот был исполнен страха, сегодня действительно и для вас:

«Господь с тобою, муж сильный!» (Суд. 6:12).

Дышите глубоко, пока не восстановится нормальное дыхание. Расслабьте плечи и грудь. Не думайте о том, как пройдет ваше выступление, займите свой разум самой сутью выступления. Если позволите втянуть себя в соблазн мыслей о себе и о том, как вы будете говорить, обязательно забудете, о чем хотите сказать. Рассматривайте любое событие как самое обычное явление. Не преувеличивайте важность события. Можете начинать с двух-трех заранее подготовленных фраз, пока не адаптируетесь к окружению. Не спешите и выговаривайте четко каждое слово, в то же время думая о следующем предложении, согласно заранее подготовленному плану.

Не бойтесь пауз, дайте себе время подумать, следуя четкой логической структуре вашего выступления, состоящего из вступления, основной части и вывода, а завершите, конечно же, применением.

Не повышайте голоса, думая, что таким образом произведете лучшее впечатление. Когда ловите себя на мысли, что вы стали прислушиваться к своему голосу, сразу переведите внимание на слушателей. Не контролируйте себя и не забывайте, что ваши эмоции видны только вам, тогда как другие даже и не догадываются о том, что творится в вашем сердце. Старайтесь не прерываться ради извинений, так как это усложнит ситуацию. Извинения приводят к сосредоточению на себе, что неизбежно усилит эмоциональность. Пытайтесь шутить, чтобы разрядить обстановку. Когда говорите, то постарайтесь представить, что вы обращаетесь только к одному человеку.

Смотрите прямо на публику, задержите взгляд на ком-то, кто внимательно слушает вас и кто имеет ободряющий и доброжелательный взгляд. Направляйте свой взор туда, где вы замечаете, что вас принимают, но не останавливайте взгляд только на одном слушателе.

Представим теперь ситуацию возможной неудачи. Предположим, что вы совершили ошибку, вслушиваясь в свой дрожащий, нерешительный голос, и встревожились. Силы как будто оставили вас, и вы перешли полностью во власть собственных эмоций, чувствуя, что уже не в состоянии продолжить. В общем, неудача произошла из-за обращения внимания на себя и из-за повышенного самоконтроля, который делает наше поведение неестественным. Но не оставайтесь в сетях тревожных мыслей, которые опутали вас, не опускайте взгляд, не думайте о том, как вы выглядите, и ни в коем случае не сдавайтесь. Не уклоняйтесь и не останавливайтесь, так как это значительно ухудшит ваше положение. Спокойно смотрите на людей, думая о следующем предложении, и заметите, как снова овладеете собой.

В этой главе, исходя из различий в человеческих характерах и из многообразия проблем, связанных с внутренним напряжением у выступающего, мы предложили много советов, но достаточно одного или двух, чтобы в подобных случаях сохранить уверенность в себе. В зависимости от человека и его состояния некоторые советы покажутся более эффективными, чем другие. Как умелый мастер по-особому прикасается к каждой натянутой струне, чтобы вызвать мелодичные звуки, так и Творец касается струн нашей души в соответствии с их натянутостью.

Разволновавшись, люди обычно теряются и уже не помнят никаких полезных советов. Попытайтесь разложить их в порядке приоритетности. Чтобы запомнить, будем использовать «язык тела».

Выделим пять самых полезных советов, потом каждый из них соотнесем с определенным пальцем руки. Например, большой палец руки будет связан с убеждением в необходимости доверить контроль Богу и полностью зависеть от Него, зная, что «…верующий в Него не постыдится» (1 Пет. 2:6). Для этого нужно вспомнить Псалом 23.

Загибая указательный палец, направьте все внимание на то, что будете говорить, помня, что никто не выше, но и не ниже вас. Переводите взгляд на аудиторию, решая, что искренно любите ее и желаете вложить свою малую лепту в жизнь этих людей.

Переходя потом к среднему пальцу, повторите, что важно, о чем говорите, а не как говорите, поэтому все мысли сконцентрируйте на сути и структуре выступления.

Четвертый палец напомнит вам, что эмоциональное напряжение — это естественное состояние перед важным событием. Это добавит пыл вашему выступлению, сделав его красочным и эмоциональным.

И, наконец, загибая мизинец, будете дышать глубоко и свободно, игнорируя ситуацию, уменьшая значимость события, понимая, что в сравнении с вечностью она просто ничтожна.

Конечно, никогда приемы внешней техники не приводят к изменению человека, так как всякое изменение личности начинается изнутри и только потом переходит к внешним проявлениям. Так же, как для исцеления тела нужно устранить источник болезни, так и для исцеления души надо изменить привычные, сформировавшиеся годами ошибочные схемы нашего мышления. Подобные технические приемы принесут действенный результат, если будут сопровождаться углубленным познанием истины, которая сделает нас свободными, избавив от всех видов застенчивости (Ин. 8:31–45).

Нам с рождения дана способность и возможность изменяться. И лишь люди, не желающие признать проблему, фальшивой уверенностью прикрывают свою робость, затягивая и останавливая процесс изменения.



1312885950961767.html
1312966758179066.html
    PR.RU™