ПОНЯТИЕ И ВИДЫ МОНОПОЛИЙ. ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ.  

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ МОНОПОЛИЙ. ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ.

+ дополнительно

Сущность и виды монополий.

Монополия – это такой тип структуры рынка, в котором существует только один продавец, контролирующий всю отрасль производства определенного товара, не имеющего близкого заменителя.

Рынок, на котором господствует монополия, представляет собой полную противопо­ложность конкурентному рынку, где имеется много конкурентов, предлагаю­щих для продажи стандартизированные товары.

Монополия – это такой тип структуры рынка, в котором существует только один про­давец, контролирующий всю отрасль производства определенного товара, не имеющего близкого заменителя.

Обычно различают несколько видов монополии:

-закрытая монополия – монополия, защищенная от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой и институтом авторских прав;

-естественная монополия – отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. К этому следует добавить, что с естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, основанные на владении уникальными природными ресурсами;

-открытая монополия – вид монополии, при которой одна фирма, по крайней мере на определенное время, является единственным поставщиком продукта, однако, не имеет специальной защиты от конкуренции. В подобном положении нередко находятся фирмы, которые впервые вышли на рынок с новой продукцией;

Приведенное разграничение монополий носит достаточно условный характер, поскольку некоторые фирмы могут принадлежать одновременно к нескольким видам монополии.

-чистая монополия –рыночная ситуация, при которой существует единственный продавец товара, причем этому товара нет близкого заменителя в других отраслях. В настоящее время, как было показано выше, чистые монополии – достаточно редкое явление. Чаще встречаются рынки, на которых конкурируют друг с другом несколько фирм. Как правило, чистые монополии существуют при покровительстве государства. При этом они характерны чаще местным рынкам, нежели общенациональным. В целом можно утверждать, что понятие чистой монополии является абстракцией, т. к. имеется немного товаров, у которых нет заменителей.

Рынок чистой монополии имеет следующиехарактеристики:

1. На рынке одна фирма и много покупателей, т. е. на рынке имеется единственный производитель, реализующий свой товар множеству мелких покупателей. Если на данном рынке единственному продавцу противостоит и единственный покупатель, то такой рынок называется двухсторонней монополией;

2. Отсутствие товаров-заменителей –практически нет такихтоваров, которые нельзя было бы заменить на что-то другое. Однако относительно товара монополиста справедливым будет предположение, что у потребителя существует лишь два возможных варианта поведения: либо вообще отказаться от потребления этого товара, либо приобрести его у монополиста.



3. Фирма-монополист сама устанавливает цену на свой товар, а не принимает ее как данную рыночную реальность. Если конкурентную фирму мы назвали такой, которая соглашается с ценой, то монополист – это тот, кто диктует цену. Чтобы понять механизм диктата монополиста,, надо вспомнить, как вообще формируется рыночная цена. Цена равновесия является результатом взаимодействия спроса и предложения. Поскольку для монополиста спрос совпадает с рыночным, и его можно рассматривать как заданный, то установить равновесную цену он может, маневрируя предложением: увеличение предложения снижает цену и, наоборот, уменьшение предложения приводит к росту цен. То есть монополист, изменяя объем предложения, может изменять цену товара.

4. Вступление в отрасль других производителей заблокирован, т. е. существуют практически непреодолимые барьеры на входе. (Более подробно о входных барьерах см. ниже);

5. Совершенная информированность фирмы-монополиста.

Таким образом, экономический смысл монопольной власти заключается в том, что у фирмы-монополиста существует возможность устанавливать цену на свой товар, изменяя его объем, который он готов продать. Обладание монопольной властью – это, прежде всего,свобода установления цены на свой товар.

В можно + про антимонопольное

+ скинули (это начало)

Монополия - тип отраслевого рынка, на котором:

- присутствует единственный продавец товара, способный влиять на общий объем предложения и на цену товара или услуги;

- отсутствуют близкие заменители товара;

- имеются высокие барьеры входа.

Формы монополий.

Существуют разные формы монополий, которые можно классифицировать на три основных:

1. естественная;

2. искусственная (административная или государственная монополия);

3. предпринимательская монополия (экономическая).

Естественная монополия.

Естественная монополия — вид монополии, занимающий привилегированное положение на рынке в силу технологических особенностей производства (в связи с эксклюзивным обладанием необходимыми для производства ресурсами, крайне высокой стоимостью или исключительностью материально-технической базы). Чаще всего, естественные монополии — это фирмы, управляющие трудоёмкими инфраструктурами, повторное создание которых другими фирмами экономически неоправданно или технически невозможно. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам: транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

Пример естественной монополий в России - этоОАО «ГАЗПРОМ».
Естественные монополии появляются в тех отраслях промышленности, где по экономическим или другим соображение наиболее эффективным является наличие одного крупного производителя, нежели нескольких небольших, чаще всего причиной возникновения естественных монополий является капиталоемкость производств.

Естественные монополии относятся к разряду регулируемых монополий, так как их регулирование и реформирование необходимо, поскольку естественные монополии несут в себе все отрицательные последствия монополий. Существует три основных формы (структурное регулирование, регулирование поведения, регулирование через систему стандартов) и пять основных методов (эффективное ценообразование, справедливое ценообразование, ценообразование с нормальной прибылью, предельные цены, предельная норма отдачи на капитал) регулирования. В России естественные монополии появились давно, их место в экономики России всегда было неоднозначно.

Правовое регулирование естественных монополий осуществляется в РФ нормами ФЗ РФ от 19 июля 1995 г. № 147-ФЗ "О естественных монополиях", которым было впервые введено в отечественное законодательство само понятие «Естественная монополия». Существует множество способов эффективного регулирования естественных монополий, разрабатываются правительственные программы, каждый последующий законопроект исправляет ошибки предыдущего. Однако пока нет такого универсального закона и метода для создания стабильности в отраслях естественных монополий. В настоящее время наиболее регулируемой среди естественных монополий является электроэнергетика. Именно по причине постоянного роста тарифных ставок на электроэнергию предпринимаются разнообразные стабилизирующие и сдерживающие меры, издаются разнообразные законопроекты. Основная проблема - это масштаб страны, из-за чего возникает огромная разница в ценах на электроэнергию. Однако эта проблема замечена и принимаются меры по её устранению. Электроэнергетика очень прибыльная промышленная отрасль, и в настоящее время существует масса проектов по привлечению инвестиций в отрасль. Главным для нас выводом является то, что государство не обходит стороной проблемы естественных монополий.

Предпринимаются меры для более эффективного функционирования естественных монополий.




1314840043746600.html
1314895415450134.html
    PR.RU™