Растения — многоклеточный сложный организм.

Итак, с позиции индуктивной теории, образование понятий происходит в определенной последовательности: 1) учащимся предъявляют различные предметы одного объекта; 2) они изучают эти предметы, выявляя их структуру, свойства и отношения; 3) выяв­ленные свойства предметов сравнивают друг с другом и объеди­няют по сходству и (или) по различию; 4) эти свойства отчленя­ются и обозначаются соответствующим термином — названием понятия. Общий путь получения индуктивного обобщения пред­ставлен на рис. 4.2.

Индуктивное образование понятий характерно для начального этапа обучения биологии. Таким способом формируются понятия морфологические и анатомические — о строении и свойствах гри­бов, растений, животных, организма человека, экологические — об условиях их жизни, чертах приспособленности к среде обита­ния, физиологические — о функционировании органов и систем органов. Индуктивно могут выводиться понятия и более общего порядка — эволюция систем органов у животных, обмен веществ, экологические свойства организмов и др. При этом приоритетное


положение занимает наблюдение предметов, сравнение и обоб­щение результатов наблюдения. Понятия, образованные таким способом, ориентированы на усвоение обобщенных знаний о ре­альных биологических объектах, выяснение особенностей их струк­туры и функционирования, а также понимание видового много­образия и эволюционного развития. Однако индуктивный способ формирования понятий требует большого учебного времени, чем! дедуктивный. Поэтому многие биологические понятия, даже слож­ные по своей структуре и абстрактные, часто формируются дедук­тивным способом.

Дедуктивный способ предполагает знакомство с общими сис­тематизирующими принципами, а затем с более частными и кон­кретными фактами как реализацией этих общих принципов. Де­дуктивным способом могут формироваться понятия эволюцион­ные (естественный отбор, борьба за существование, видообразо­вание), экологические (популяция, экосистема), общебиологиче­ские (уровни организации жизни, взаимодействие организма и среды), природоохранительные (охрана растений, охрана живот­ных, охрана биологического разнообразия). В качестве общего при изучении биологического материала могут выступать определе­ния понятий, а также формулировки законов и закономерностей. Дедуктивную логику формирования понятий можно представить схематически (рис. 4.3).

Реализацию дедуктивного способа можно показать на примере формирования понятия об охране птиц. Его последовательность такая: 1) выражение актуальности введения понятия и исходных посылок для его формирования: птицы — животные, численность



Дедуктивное обобщение
Формулирование общего, синтез, объявлениеI

Утверждения (следствия) элементов дедуктивного обобщения
Анализ, конкретизация положений понятия

Выводы по отдельным утверждениям или их совокупности
Систематизация, синтез

Рис. 4.3. Дедуктивная логика формирования понятий

которых снижается быстрыми темпами из-за антропогенных фак­торов; для решения проблемы необходимо иметь представление о мерах их охраны; 2) введение понятия об охране птиц как системе государственных, общественных и индивидуальных мер, направ­ленных на их защиту от загрязнения; рациональное использова­ние и сохранение в специально созданных условиях — заповед­никах, заказниках, национальных парках; 3) конкретизация ут­верждений — элементов понятия об охране птиц: обоснование мер защиты птиц и среды их обитания от химического и физиче­ского загрязнения — использование экологически «чистых» тех­нологий, очистных сооружений, соблюдение норм и правил при­менения удобрений и химикатов; обоснование мер рационально­го использования птиц — соблюдение правил охоты, выполнение биотехнических действий — расселение, «заселение», создание условий ремизности; обоснование необходимости использования возможностей охраняемых территорий для увеличения численно­сти птиц и сохранения их видового разнообразия; обоснование роли Красных книг в охране птиц; 4) формулирование вывода о необходимости совместной реализации обозначенных мер для сохранения птиц — составной части природы.

Вопросы для актуализации материала. Подумайте и отметьте для себя, какие биологические понятия лучше формировать индуктивным или дедуктивным способом.

Таким образом, логико-психологические способы имеют важ­ное значение для формирования биологических понятий. Однако наблюдение за работой учителей биологии позволяет утверждать, что формирование понятий может не вписаться в вышеуказан­ные. Это объясняется некоторыми ограничениями логических концепций. Они не исчерпывают всех составляющих процесса формирования понятия. К примеру, не могут объяснить учителю, каковы этапы формирования понятия, какие умственные действия соответствуют каждому этапу.



Поэтому имеется необходимость в методическом подходе к фор­мированию понятий, которые в последнее время получают распро­странение в методической науке (Л.М.Панчешникова, Г.И.Са­ранцев). Выразим кратко его смысл.

На первом этапе, мотивационном, важно подчеркивать значи­мость рассматриваемого понятия и стимулировать интерес уча­щихся к нему. Мотивация может осуществляться на основе при­влечения различных средств — натуральной наглядности, образ­ного слова учителя, мультимедиа-демонстрации, выполнения спе­циальных заданий. Они настраивают учащихся на успешное усво­ение содержания биологического понятия.

На втором этапе с помощью наблюдения, выполнения лабора­торных и практических работ выявляются свойства понятия, которые составляют его определение. На основе анализа и система­тизации выделяются существенные признаки изучаемого предме­та. Результатом данного этапа является формулировка определе­ния понятия. Термин на этом этапе обозначает не столько поня­тие, сколько соответствующее наглядное изображение.

На третьем этапе происходит усвоение определения понятия. Объектом изучения становится каждое существенное свойство, используемое в определении. Обеспечивается это требование с помощью разработанных и (или) подобранных заданий, в частно­сти распознавания предметов, принадлежащих изучаемому поня­тию.

На четвертом этапе важно научить учащихся применять поня­тия в конкретных ситуациях. Их знакомят со свойствами и при­знаками элементов понятия, а также с его определениями, экви­валентными принятому. Важно использовать изученные свойства и признаки понятия. Учащиеся усваивают умения переходить от термина, обозначающего понятие, к его существенным свойствам и обратно, переосмысливают объекты с позиций других понятий.

На пятом этапе организуется работа по выполнению заданий с использованием логических операций для осмысления содержа­ния понятия в целом, а также отдельных его элементов. В резуль­тате работы учащиеся могут «получать» новые понятия.

Итак, процесс формирования биологических понятий в обще­образовательной школе является сложным. Одним из факторов успешности выступают знания учителя о способах формирования понятий и умения использовать их в конкретных условиях.

Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Почему проблема формиро­вания биологических понятий является одной из актуальных? 2. Какова общая процедура формирования понятий? 3. Назовите основные спосо­бы формирования биологических понятий. 4. Просмотрите одну из лю­бых методик обучения биологии (раздел «Растения») и выделите поня­тия, формируемые ассоциативным, индуктивным и дедуктивным спосо­бами. 5. По одному из вариантов действующей программы и соответ­ствующему учебнику проследите развитие понятия об организме. Сде­лайте записи по схеме: место введения понятия и его выражения; конк­ретизация существенных признаков предмета, выраженного в понятии; обогащение понятия в целом и его отдельных элементов; путь движения понятия: от простого к сложному, от эмпирического к теоретическому, от конкретного к обобщенному. 6. По программе и учебнику определите физиологические понятия темы «Пищеварение», раздела «Человек и его здоровье». Выразите их в виде обобщенной схемы. Какие знания из пре­дыдущего раздела школьной биологии необходимо использовать учащимся для их усвоения? 7. В чем заключается смысл методического подхода к формированию биологических понятий? 8. На примере понятия о рас­тительной клетке (раздел «Растения») кратко выразите этапы формиро­вания понятия.


1315053176882895.html
1315115135385235.html
    PR.RU™